«

Ноя 22

Распечатать Запись

Микродвигатель компрессионный «МК-12В»

 

МК-12

Микродвигатель МК-12В предназначен для широкого круга моделистов. Основные требования к нему: достаточная мощность, хороший запуск. Класс двигателя 2,5 см2 позволяет его применять на большинстве спортивных, кордовых, свободнолетающих авиамоделей, аэромобилей и др.

Общие сведения

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

  1. Рабочий объём — 2,46 куб. см. 
  2. Диаметр цилиндра — 15,5 мм.
  3. Ход поршня — 13 мм.
  4. Размерность — 0,848
  5. Степень сжатия — 10 — 19.
  6. Максим. мощность при 15000 об/мин. — 0,26 л.с.
  7. Масса без винта — 130 г.
  8. Мощность — 0,191 кВт.
  9. Удельная масса двигателя, кг/кВт — 0,68.
  10. Габариты двигателя: длина х ширина х высота, мм — 86 х 40 х 70.
  11. Максимальные об/мин. — 15000.
  12. Продолжительность выпуска — 150 град.
  13. Продолжительность перепуска — 90 град.
  14. Начало впуска рабочей смеси от Н.М.Т. — 37 град.
  15. Продолжительность впуска — 193 град.
  16. Винт -8х8.

Описание

Микродвигатель МК-12В выпускался большими партиями московским авиационно-ремонтным заводом ДОСААФ. Начиная с 1956 года по 1990 год на этом заводе было выпущено более миллиона микродвигателей: МАРЗ-2.5, ЦСТКАМ-1, ЦСТКАМ-2.5Д, Тайфун, и большая часть из них были МК-12В. В течение ряда лет в его конструкцию вносились изменения, улучшавшие эксплуатационные качества двигателя. Последняя модификация имеет увеличенную поверхность охлаждения цилиндра и более прочный жиклер карбюратора.

Двигатель устанавливают на таймерные, пилотажные, скоростные модели и на модели воздушного боя. Двигатель МК-12В выпускался большими сериями и являлся самым массовым модельным двигателем в нашей стране. Он имеет фонтанную продувку.

Конструкция двигателя довольно проста и технологична. Картер из алюминиевого сплава АЛ2 отлит в кокиль, с последующей механической обработкой. В верхней части картера нарезана резьба M22х1, на которую навертывается гильза цилиндра. В передней и задней части имеются посадочные места для установки носка и задней крышки двигателя, закрепляемых посредством четырех винтов М2,5 с каждой стороны. Носок отливается в кокиль из того же сплава, что и картер. В нем монтируют два шарикоподшипника П17 с размерами 7 х 19 х 6 мм, на которых устанавливается коленчатый вал. Носок имеет четыре ребра жесткости. Конструкция коленчатого вала не предусматривает балансировки. На коленчатом валу для установки опорной шайбы сделан конус, что упрощает конструкцию опорной шайбы. Задняя крышка отлита из алюминиевого сплава АЛ2, она является одновременно и частью распределительного устройства впуска рабочей смеси. На ней монтируется жиклер карбюратора и дисковым золотник. Золотник изготовлен из алюминиевого сплава. On вращается на стальной оси, запрессованной и завальцованной в задней крышке.

Гильза цилиндра сделана из закаленной стали З8ХА, так же как на микродвигателе MK-16. Гильза имеет буртик, в котором дисковой фрезой (шириной 1,5 мм) профрезерованы три выпускных окна; восемь перепускных каналов расположены по всему периметру гильзы на ее внутренней стороне. Каждый канал представляет собой цилиндрическую поверхность диаметром 5мм, углубленную в стенку гильзы на 2 мм. Такая конструкция каналов технологична и снижает потери на трение поршня в нижней части цилиндра (из-за уменьшения поверхности касания).

Поршень — чугунный, притертый к цилиндру. Днище поршня коническое, типичное для двигателя с фонтанной продувкой. Поршневой палец диаметром 4 мм имеет с торцов засверловки. После сборки поршневой группы поршневой палец развальцовывается.

Шатун двигателя круглого сечения, штампованный из алюминиевого сплава Д1Т. B нижней и верхней шейках шатуна имеются отверстия для смазки.

Рубашка охлаждения выполнена из алюминиевого сплава Д16Т с одиннадцатью ребрами охлаждения. Внутри рубашки нарезана резьба М20 х 1. Рубашку навинчивают на гильзу цилиндра. Поверхность рубашки охлаждения анодирована в красный цвет. В верхней части головки имеется резьба для винта М4 контрпоршня. Там же имеются два отверстия 3,1 мм для монтирования рубашки.

Модификации

За время производства микродвигателя МК-12В было выпущено несколько модификаций, основных пять. Модификации делались не для повышения мощности, а для упрощения технологии изготовления и, это сказывалось на ухудшении качества мотора, особенно последних выпусков.


Самые первые МК-12В (копия Webra Mach-1, условно «V-I») имели составной картер с отъемным носком и задней крышкой белого цвета которые крепились винтами с резьбой М2,5. Оребрение цилиндра МК 12-В (V-I) было бочкообразной формы анодировалась в красный цвет разных оттенков (вероятно были золотистого и зеленого цветов). Мощностные характеристики были близкие к оригиналу Webra Mach-1.

У последующей модификации мотора (условно «V-III, черный») была увеличена площадь оребрения рубашки, и она стала характерной конусообразной формы. Картер анодировался в черный цвет, золотник изготавливался из алюминия.

Начиная с этой модификации мотора МК-12В (V-III), вероятно в средине 1970-х годов, качество внешней обработки деталей стало гораздо хуже: грубое литье, порой не снятые фаски, заусенцы, непроточенные поверхности. К примеру, поршневой палец в целых партиях моторов, изготавливался из очень мягкой стали и гнулся при первых запусках. Красная анодировка , порой смывалась после первой промывки двигателя. Застрявшая стружка между ребрами цилиндра или внутри мотора встречалась очень часто. В условиях тогдашней экономики в СССР, качеству подобной продукции уделялось мало внимания, более важно было количество выпущенных изделий.

После «черного» МК-12В, мотор претерпел еще оду модификацию. Основное изменение в двигателе МК-12В (V-IV) коснулось картера, он стал цельным, с неотъемным носком. Конструкция задней крышки не изменилась, но на ней появилась едва заметная надпись «МК 12В». Штампованный шатун заменили на более качественный точеный. Винтр контрпоршня стал большего диаметра, с мелкой резьбой и без контрящей гайки. Конусообразное оребрение цилиндра стало грубым, с меньшим количеством ребер, в большей части даже не протачивалось снаружи. Детали уже не окрашивались и оставались белого (алюминиевого) цвета, значительно хуже стало качество и точность изготовления деталей

Применяемое топливо:

  1. Керосин — 33%
  2. Эфир этиловый — 33%
  3. Касторовое масло — 17%
  4. Минеральное масло МК-22 (МС-20) — 17%

В. П. ЗУЕВ, Н. И. КАМЫШЕВ, М. Б. КАЧУРИН, Ю. А. ГОЛУБЕВ  «Модельные двигатели»; Виктор Ходеев

Видео Сергей Короткевич

Видео SWR603

Постоянная ссылка на это сообщение: http://rc-centr.ru/engines/mikrodvigatel-kompressionnyj-mk-12v.html

Добавить комментарий