«

»

Сен 01

Распечатать Запись

Микродвигатель калильный «Радуга 10»

Радуга 10

Калильный микродвигатель «Радуга 10»

Общие сведения

Модельный микродвигатель «Радуга 10»  — представляет собой одноцилиндровый 2-х тактный поршневой микродвигатель рабочим объемом 10 см³ с калильным зажиганием рабочей смеси. Радуга 10РУ выпускалась двумя производителями: 1) г. Пермь, 80-х годов выпуска; 2) п. Савёлово в 90-х годах. Микродвигатель предназначается для установки на самодвижущиеся (в том числе радиоуправляемые) модели самолетов, глиссеров  аэросаней и т.п., а также как демонстрационно-наглядное пособие для учебный целей.

Технические характеристики двигателя «Радуга 10»

диаметр цилиндра – 24мм

ход поршня – 22мм

степень сжатия – 7-8

максимальное число оборотов (винт 280×180) 12000±1000 об/мин

мощность – около 1,5 л.с.

направление вращения коленчатого вала (со стороны винта) – левое

масса двигателя с глушителем – 550±15 г

удельный расход топлива – 1500 г

Посадочное место под карбюратор – 13,5-14мм

Описание

Габаритные размеры

Рисунок 1. Габаритные размеры

По своей конструкции «Радуга 10» представляет собой одноцилиндровый двухтактный поршневой двигатель воздушного охлаждения с трехканальной продувкой. Зажигание калильное от свечи КС-10Р, по опыту лучше с дефлектором. Напряжение, подаваемое на свечу в момент запуска, составляет 1,5 вольта. Используется стандартное топливо, которое рекомендуется фильтровать, при добавлении 5%(max) нитрометана двигатель просто «звереет», по опыту  заводился до -17°С. Средний расход топлива около 150 миллилитров на 10 минут на средних и низких оборотах. Габаритные и установочные размеры – на рисунке 1. Детали изготовлены из высококачественных материалов, а рабочая пара гильза-поршень выполнена с точностью до 0,003 мм. Поверхность гильзы покрыта хромом, поршень из специального алюминиевого сплава. Высокая точность изготовления деталей, тщательная сборка, холодная обкатка микродвигателя позволяют довести моторесурс и его работы до 10 часов. Наибольшую мощность он развивает после  выработки первых 1/4 — 1/5 ресурса. Основные детали показаны на рисунке 2.

Составные части двигателя

Рисунок 2. Составные части двигателя

Из минусов двигателя:

  1. Плохой родной карбюратор — топливо кушает больше чем современные .72-.75, работает неустойчиво. Лечится доработкой или заменой карбюратора. На сегодняшний день имеется положительный опыт использования карбюраторов от: мдс 4-6,5, ТТ46, ИРВАЙН 0,53, ASP-46, Perri. В принципе можно использовать любой импортный карбюратор под объемы .40-.50. От десятки не рекомендуется, т.к. слишком большое сечение диффузора. С таким отверстием двигатель потребляет топлива как 91-ый мотор, становится очень чувствительным к уровню топлива в баке и снижается устойчивость работы. Для установки «мелкого» карбюратора вам придётся выточить небольшую втулку для компенсации разности в диаметрах (между посадочным отверстием и ответной частью карба). При отсутствии токарного станка эту проставку можно изготовить из листового алюминия подходящего диаметра, место стыка организовать на «ус», как раньше рейки сращивали. Всё это сажается на силиконовом герметике, который продаётся почти в любых магазинах автозапчастей.
  2. Глушитель мягко говоря со своей функцией не справляется.
  3. «Сопливит» носик картера. При травящем (выдавливание топлива через подшипник) носе режим работы не удастся отладить даже с идеальным радиокарбюратором, выход из положения прост. Канавка (в носке картера) к проточке вала делается от левого верхнего угла впускного окна (если смотреть на окно и резьбой вала кверху) по дуге (8-10мм длиной и 0,5мм глубиной) направо в проточку, иначе лопнет коленвал!!! Делается за 3 минуты бормашинкой с отрезным диском, вал в этом случае не ломается.
  4. Коленвал коротковат, кок+винт — остается миллиметров 8 резьбы для гайки.

Обкатка двигателя

На обкатке масла можно добавить до 25% без нитрометана. Всего на обкатку хватит и 300 миллилитров топлива. Технология обкатки следующая — держим низкие обороты 3 мин — остановка, охлаждение, еще раз то же самое, потом на «средних» работа по 3-5 минут пару раз, потом пару раз на «средних» по 3 минуты с коротким выходом на максимум. Помнить про охлаждение в паузах и при этом поршень в нижнем положении. Потом промыть двигатель. Дальше — полетать блинчиком еще 15-20 минут. Запуск на 20-30% газа, в норме — если при включении накала слышно шипение паров топлива на свече. Если перелив — без накала 5-6 оборотов медленно в обратную сторону, мотор на боку. На обкатке лучше мотор тоже ставить на боку, чтоб не копилось масло в картере и глушителе на малых оборотах. В паузах — проверять это, подняв мотор носом вверх. Нитрометан и касторка — имеют окислительные свойства к металлу, помните это, так же как и то, что шатун не имеет подшипника скольжения (втулки из бронзы) — не перегружайте его.

Настройка  винта холостого хода «трещётки»

Трещётка — это «винт» регулировки холостого хода на родном карбюраторе. На трещётке полезно нанести две риски, соответствующие началу открытия щели и полного открытия. Поставьте трещётку так, чтобы в положении заслонки на ХХ щёль немного была приоткрыта. Открывайте основную иглу примерно на три оборота и заводите двигатель. Лучше всего примерно на 1/3 газа. Когда двигатель заведётся, медленным отвёртыванием главной иглы (обогащением) смеси, добейтесь минимально устойчивых оборотов. На таком или примерно таком режиме обкатайте двигатель (два бака). Затем, после охлаждения, вновь заводите и начинайте регулировать. Дайте полный газ и медленно заворачивайте иглу. Двигатель должен увеличивать обороты. Затем должен быть пик и двигатель начнёт работать с перебоями или вообще может остановиться. Верните иглу в положение максимальных оборотов и ещё отверните на 2-3 щелчка. Максимальные обороты, для данного положения ХХ, будут отрегулированы. Теперь переведите двигатель в режим ХХ и отрегулируйте ХХ. Если двигатель глохнет на ХХ при отключении накала, значит богатая смесь, если, при достаточно резком переходе от малого газа на полный, двигатель как бы захлёбывается и медленно разгоняется — богатая смесь, если резко глохнет — смесь бедная. Качество смеси и регулируется трещёткой. В какую сторону крутить, сами догадаетесь. Крутите только медленно, один-два щёлчка за раз. После регулировки ХХ может потребоваться подрегулировка максимальных оборотов.

Консервация

Необходимо все отмочить в растворителе 646, разобрать, по отдельности промыть в «очистителе карбюратора» (авто), прочистить каналы смазочные в шатуне, смазать и собрать.

Советы

Не рекомендуется без особой надобности разбирать микродвигатель. Запрещается сжимать двигатель в тисках или в струбцинах непосредственно за картер. Крепление производиться винтами и только за предусмотренные на картере места.

Доработка калильного микродвигателя «Радуга 10»

Видео Рашид Адиев

Кроме того, интересно почитать

Постоянная ссылка на это сообщение: http://rc-centr.ru/engines/mikrodvigatel-kalilnyj-raduga-10.html

Добавить комментарий